Определение

Компьютерная мышь - устройство ввода информации, преобразующее механическое движение по поверхности в движение курсора по экрану.

История

9 декабря 1968 года американским ученым Дугласом Энгельбартом был изобретен «индикатор X-Y положения для системы отображения», который стал первой компьютерной мышью. Свое прозвище изобретение получило из-за схожести с грызуном, коллеги заметили, что шнур напоминает хвост, а кнопка ухо . В лаборатории, где она была изобретена ее называли именно так.

Первый "мышонок" имел деревянный корпус и два перпендикулярных колеса для движения по горизонтали и вертикале. Сверху на корпусе расположена красная кнопочка. Данная мышь двигалась в только по двум линиям, о движениях по горизонтали речи не шло. Она была презентована на компьютерной конференции и произвела огромное впечатление на участников.

Через некоторое время некоторые из коллег ушли из команды Энгелбарта и начали работу над собственными проектами. Одним из них был Билл Инглиш, который перешел в компанию Xerox. Там устройство мыши было переделано и мышка стала более похожа на cовременных потомков. В ней был использован шарик, который приводил в действие колесики, которые теперь были внутри корпуса. Такой тип мышки называется механический.

Если "кликалка" Энгельбарта была продана за 10 000 $, то от Xerox она стоила 400$ (что соответствовует 1000$ нынешних). А следующая мышка образца 1983 года обходилась покупателям уже в 16 раз дешевле и стала детищем Apple Macintosh . 1999 году на рынке появляется новый тип мышек - оптические. Новую мышь выпустила компания Microsoft . Развитие мышек шло все более быстрыми тепами, конкуренция на рынке усиливалась, вынуждая улучшать конструкцию, изобретать новые датчики передвижения мышек.

В начале 2004 года компнания Agilent Technologies продемонстрировала прототипы манипуляторов с лазерными сенсорами, а в сентябре фирма Logitech начала широкомасштабный выпуск нового типа мышей - лазерного. В 2005 году лазерные мыши уже выпускались многими компьютерными компаниями.

Интерфейс подключения

Существуют интерфейсы подключения и интерфейсы передачи данных, это разные вещи. К интерфейсам подключения относятся COM-порт, PS/2, USB, Bluetooth. Интерфейсы передачи данных: проводные, беспроводные. При использовании беспроводных интерфейсов разъемы остаются те же, но используется ресивер, с помощью которого порт обменивается данными с мышкой.

Первые мышки подключались с помощью параллельной шины данных ISA. Все последующие интерфейсы подключения являются последовательными.

Позднее появляется COM-порт (или последовательный порт). Мыши оснащались разъемами на 9 или на 25 контактов. Однако со временем больших разъемов (25 контактов) становилось все меньше и в начале 90-х их почти не осталось.

В 1987 году был начат выпуск мышей с разъемом PS/2. PS/2 имеет ряд преимуществ, но есть и недостатки. Напряжение питание у COM 12 Вольт, у PS/2 5 Вольт. Однако, PS/2 не любит "горячее" подключение. Не стоит пренебрегать этим, иначе дело может закончится сгоревшим разъемом. Однако быстрого перехода от COM к PS/2 не произошло. Новый интерфейс захватил лишь треть - четверть рынка, остальное занимал последовательный порт. Переломным стал 1997 год. Компания Intel выпускает стандарт для материнских плат ATX, обязательным атрибутом стал порт PS/2. Мышки с PS/2 стали стандартом. 2001 - 2007 года - времена их расцвета.

Однако Intel выпускал новые стандарты. И уже в 1998 году было рекомендовано подключать мыши к USB, а в 2002 году уже жестко было написано - только USB.

Продвижение USB-мышей на рынке шло медленно, но верно. Сейчас USB являются лидером рынка.

Существует еще один интерфейс подключения - Bluetooth.

Принцип работы

Мышь движется по столу, совершая перемещение. А специальная программа преобразует это движение в соответствующее движение курсора по экрану. Мышь кроме датчика движения оснащается также кнопками. Датчики перемещения эволюционировали не одно десятилетие. Именно датчик движения является основной составляющей мыши, по этому именно над ним так усердно трудились и продолжают работать изобретатели.

1.Опто-механическая датчик (шаровый привод)

Оптический датчик построен на принципе отпопары.

Шарик в мышке движется по столу и передает свое движение двум дискам, один диск движется при горизонтальном движении мышки, другой при вертикальном. Каждый диск по периметру имеет лучевидные прорези одинакового размера. С одной стороны каждого диска находится излучатель света - светодиод, с другой стороны оптоприемник. При перемещении диска поток света то перекрывается, то снова открывается, когда дело доходит до прорези. Приемники света (фоторезисторы) регистрируют эти сигналы. Сигнал преобразуется в электричество, обрабатывается и программа вычисляет на сколько переместилась мышь и куда.

2.Оптический датчик

Светодиод излучает свет на поверхность по которой движется, свет отражается под разными углами от поверхности, а несколько фотоэлементов в улавливают этот свет. Фотоэлементы формируют изображение поверхности. По сути датчик фотографирует поверхность. В секунду делается несколько тысяч снимков. Они сравниваются между собой и программа вычисляет в каком направлении движется мышь. На ранних моделях необходим специальный коврик, более поздние модели менее требовательны к рабочим поверхностям.

3.Лазерный датчик

Принцип тот же что и у оптического датчика, но используется вместо источника света полупроводниковый лазер. Лазер не испускает свечение в видимом диапозоне. Лазерный датчик более надежен, способен выдавать большее разрешение.

Характеристики

Частота опроса мыши

Насколько часто компьютер опрашивает мышь и получает от нее информацию - это частота опроса.

Что такое частота опроса и зачем она нужна? Ответим на эти вопросы, разобрав пример. Мы играем в Counter-Strike на компьютере с разрешением экрана 800Х600. Угол обзора у нас 90 градусов. Полный оборот по кругу составляет 360(90*4) градусов или 800 пикселей * 4 = 3200 пикселей. Пол оборота составит 1600 пикселей. К примеру количество откликов (частота опроса) мыши PS/2 составляет 100. 16 пикселей на отсчет. Получается, повернувшись, можно выстрелить с точностью в 16 пикселей.

Однако, нужно учитывать тот факт, что это частота опроса мыши, а сама мышь может не выдавать такой скорости отчета, какую выдает порт. Следовательно, мышь будет опрошена с меньшей частотой. Частота опроса USB интерфейса стабильно 125 Гц, у PS/2 от 40 до 200 Гц, в зависимости от операционной системы и специального программного обеспечения. При желании частоту опроса можно программой увеличить в разы. Это особенно необходимо геймерам.

DPI

DPI (dots per inch) - количество точек на дюйм. Количество кадров, которое делает сенсор при прохождении расстояния в один дюйм.

Чем больше разрешение экрана тем больше должно быть DPI компьютерной мыши, так как курсору необходимо преодолевать большее расстояние.

Самое большое DPI обычно необходимо для игры в шутеры, другие игры менее требовательны к этой характеристеке. Также высокий показатель DPI необходим художникам.

Шутеры - 8 000 DPI

MMORPG - 6 000 DPI

Стратегии - 4 000 DPI

Для лучших показателей необходима соответствующая поверхность, поэтому геймеры используют специальные коврики для мышей.

Спасибо за внимание. Пишите свои замечания, комментарии. Будем только рады.

Команда сайта Кибер-поляна.

Newer news items:

Joomla SEF URLs by Artio